Когда требуется нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью

21.06.2017

С 2017 году при государственной регистрации перехода права на недвижимость законодательством установлено обязательное нотариальное удостоверение ряда сделок:

сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке

при этом, отчуждение долей земельного участка не предполагает обязательное нотариальное удостоверение, также как и все другие сделки с недвижимостью

Также следует обратить на следующие особенности:

Особенность 1: по общему правилу, запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, однако, если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе и через нотариуса.

Особенность 2: обязательное нотариальное удостоверение сделок связанных с отчуждением долей в праве общей долевой собственности не является безусловным основанием для государственной регистрации права, так как полномочия государственного регистратора при осуществлении государственной регистрации все также подразумевают проведение правовой экспертизы и не исключают возможность установления наличия в представленных для нотариального удостоверения договоре сведений не соответствующих действительности.

Например, при технической ошибке подсчета долей или отсутствии необходимых условий в договоре, что может привести к приостановлению процедуры регистрации и необходимости предоставления дополнительных документов, в том числе и нотариально удостоверенных.

Особенность 3: закон не ограничивает возможность проведения нотариального удостоверения любых сделок с недвижимостью, что по факту означает всего лишь излишнюю правовую экспертизу документов нотариусом для дальнейшего их предъявления на государственную регистрацию права, при этом сами документы предварительно должны быть подготовлены самими участниками сделки

С учетом второй и третьей особенностей, следует ответственно подходить к подготовке документов-оснований для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество. Не всегда хватает личных компетенции для самостоятельной подготовки документов, поэтому лучше обратится к специалистам для предварительной подготовки документов, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

По сделкам не требующих нотариального удостоверения лучше сэкономить денежные средства на услуги нотариуса (т.к. никаких преимуществ Вам не даст) и также воспользоваться услугой сопровождения от квалифицированного юриста с соответствующей специализацией.

Историческая справка, что было до 2017 года.

В 1994-1995гг. российский законодатель отказался от обязательного нотариального удостоверения всех сделок с недвижимым имуществом, заменив нотариальную верификацию сделки и удостоверение волеизъявления сторон процедурой государственной регистрации сделок с недвижимостью.

В настоящий момент государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ряд иных функций осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Одной из основополагающих функций Росреестра является совершение акта признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Для надлежащей реализации указанной функции на государственного регистратора возложена обязанность по правовой экспертизе и проверке действительности поданных заявителем документов и установления наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

статья подготовлена:


Евгением Викторовиче Сердюковым (юрист-эксперт широкого профиля,

юрист по имущественному праву, медиатор)

Выберите ваш город